Об истории одной градостроительной ошибки

Если вы гуляли по Загородному проспекту, то наверняка обращали внимание на бульвар, идущий по четной стороне Загородного, от Московского проспекта до Подольской улицы. У Подольской бульвар довольно неожиданно заканчивается, упираясь в дом 64 и дальше продолжается уже цепочкой скверов — до Введенского канала. Все остальные дома по этой части Загородного стоят по единой линии, подразумевавшей продолжение бульвара до самого Витебского вокзала, и только дом 64 совершенно нелогично выдается из этой линии.

Загородный проспект - снимок из Google Street View
Загородный проспект — снимок из Google Street View

Это — следствие одной градостроительной ошибки, которая, как написали бы сейчас, «непоправимо нарушила неповторимый архитектурный ансамбль Загородного проспекта и навсегда изуродовала облик нашего прекрасного города». А история ее такова.

Церковь Христа Спасителя, гравюра XIX в.
Церковь Христа Спасителя, гравюра XIX в.

В середине сороковых годов девятнадцатого века на Загородном появилась Церковь Христа Спасителя, принадлежавшая евангелическо-лютеранскому латышско-немецкому приходу. Для ее строительства был выделен участок между Верейской и Подольской улицами, выходивший на проспект и, увы, перекрывающий линию бульвара. План и расположение церкви подразумевали, что бульвар Загородного будет проходить мимо фасада церкви, не нарушая генеральную линию проспекта. Однако, у лютеран имелось другое мнение на этот счет.

Через три десятилетилетия на участке, принадлежавшем общине, появилось новое здание — нынешний дом 2 по Подольской улице(1881-82, арх. В. А. Шретер). В нем располагались сиротский приют, богадельня, две торговые школы, а также квартиры под сдачу — эконом-класса, как написали бы сейчас. Это здание вы можете видеть на гравюре — на заднем плане, за церковью. Сдача квартир в наём приносила неплохие деньги общине, дело оказалось прибыльным, а прибыльное дело, как известно, следует расширять. В первом десятилетии XX в. часть здания была передана в аренду Городской поверочной палатке — одной из служб Палаты Мер и Весов, основанной Менделеевым и располагавшейся неподалеку, на Московском проспекте. Помимо самого учреждения, лютеранская община предоставила под сдачу несколько квартир для чиновников учреждения (среди них был, к слову сказать, Дмитрий Болеславович Шостакович, отец композитора, родившегося в том же доме в 1906-м). Через непродолжительное время бывший четырехэтажный дом был надстроен еще двумя этажами (работы велись под руководством прекрасного архитектора А.Ф. Бубыря), новые квартиры заняли небогатые петербургские чиновники, но лютеранам требовались дополнительные средства.

Начало строительства на Загородном, 64 . Фото с сайта pastvu.com
Начало строительства на Загородном, 64 . Фото с сайта pastvu.com

В 1910-м году бульвар Загородного оказался перекрыт новым забором — церковная община задумала построить на принадлежащем ей участке новый дом — на сей раз, как сказали бы сейчас, элитное жилье премиум-класса, по проекту всё того же Бубыря. Начало строительства оказалось большой неожиданностью даже для городских властей. Латышско-немецким лютеранам попробовали было запретить строительство — но не тут-то было. «Нитчеффо не знаем, — отвечали упрямые лютеране, — этто есть наш участокк, буттем на нем строоить, что хоттим». И представляют документы на землю. А в документах — русским по белому писано, что Государь император пожаловал общине участок для строительства храма и — сюрприз — прилегающих церковных служб. «Этто мы строим дом для церковной службы, — говорят лютеране, — он к нашей церкви будет прилегать, как и сказано». Городские власти пытаются запретить строительство — ан нет оснований. Городские власти пытаются выкупить участок у общины — те, разумеется, отказывают. Городские власти составляют план урегулирования (расширения) проспекта, подают его на Высочайшее Имя и в июле 1911 года его утверждают, но — увы. Закон обратной силы не имеет, а частную собственность следует уважать.

Так дом и построили. И, кстати, очень красивый получился дом, с богатой историей. Дом пережил Блокаду без особенных разрушений (об этом напоминает наблюдательный пост ПВО на крыше — единственная добавленная с начала века архитектурная деталь). В нем жил, в частности, Михаил Шемякин, вспоминавший: «В 1958 году моя семья вернулась из Германии в Россию. Мы поселились на Загородном проспекте в доме под номером 64, один из углов которого выходил на Подольскую улицу. В этом доме родился мой любимый композитор Дмитрий Шостакович, а я прожил в нем долгие шестнадцать лет, вплоть до моего ареста и изгнания из СССР. Жили мы на шестом этаже в густо заселенной коммуналке. Квартира была беспокойная. Народец, обитавший в ней, был довольно шумным, крикливым и драчливым. Шофера-дальнобойщики, моряк дальнего плаванья, трамвайная кондукторша и деревенские тетки, заселившиеся в эту квартиру во время блокады. Их оттеняла своим утонченным высушенным ликом и такой же иссушенной фигурой графиня Максимова, которой когда-то принадлежал не то этот, не то соседний дом.»

Загродный, 64 - сегодня. Фото с сайта citywalls.ru
Загродный, 64 — сегодня. Фото с сайта citywalls.ru

В семидесятых в доме появилась известная кондитерская с кафе, в котором к Олимпиаде-80 поставили итальянские кофейные эспрессо-аппараты — точно такие же, как в небезызвестном «Сайгоне», и кофе там был не хуже сайгоновского. Кофейня получила неофициальное название «у Доры» (или просто «Дора) — по имени одной из буфетчиц, и приобрела долгую и добрую славу среди студентов ближайших институтов, а затем и осиротевших после закрытия «Сайгона» его завсегдатаев. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Кстати, а саму лютеранскую церковь Христа Спасителя, с которой и началась эта история, снесли в 1938-м, «по требованию рабочих-латышей».

 

Материал создан специально для Telegram-канала «Байки из-под Вантового моста» Подписывайтесь на собрание интересных фактов, неожиданных цитат, авторских размышлений об истории, архитектуре, культуре и духе Санкт-Петербурга!