HDR — это просто

Меня регулярно спрашивают, как, чем и, главное, зачем я обрабатываю фотографии в HDR. Попробую рассказать.

Зачем нужен HDR? Немного теории

Как известно, человеческое зрение — штука значительно более сложная, чем любая современная фотокамера. Любой начинающий фотограф, снимая, например, закат на морском берегу, имел возможность в этом убедиться. Глаз видит картину в целом — и удивительные облака в небе, и фактуру камней на берегу, и блики на волнах, — но возможностей фотокамеры не хватает для того, чтобы запечатлеть все это на одном кадре. На фотографии получаются либо отличные облака с катастрофически темным берегом, либо отлично снятые прибрежные камни с пересвеченным небом.

Происходит так потому, что одна из важных для восприятия изображения характеристик — так называемый динамический диапазон, или фотографическая широта, — у любого фотоаппарата значительно ниже, чем у нашего глаза. Фотоаппарат (неважно, пленочный или цифровой, зеркальный или компактный) способен «увидеть» сравнительно узкую часть диапазона освещенности объекта и при съемке объектов, имеющих значительный перепад освещенности, не сможет одинаково хорошо передать контраст и самых ярких, и самых затененных его участков.

До наступления эпохи цифровой обработки фотографий расширять динамический диапазон изображения было черезвычайно сложной задачей. Фотографы использовали специальные фотоматериалы, разнообразные фильтры (в том числе и градиентные), хитрые технологии печати и другие разнообразные, дорогостоящие и трудоемкие средства. Сейчас же сделать изображение с высоким динамическим диапазоном, High Dynamic Range Imaging — HDRI (или просто HDR),  легко и просто.

Что снимаем?

Технология HDRI наиболее уместна при съемке пейзажей и интерьеров — в тех случаях, когда в одном кадре находится несколько объектов с разной степенью освещенности. Неплохой результат можно получить, снимая пейзаж при переменной облачности, на закате или восходе, делая акцент на фактуре и цвете неба и облаков. Очень интересными будут съемки в тоннелях, пещерах или любых слабоосвещенных крупных объемах. Всех случаев применения этой технологии перечислить я не возьмусь — экспериментируйте.

Как снимаем?

Для создания изображения с высоким диапазоном яркости одной фотографии недостаточно — нужно сделать как минимум три кадра (еще лучший результат можно получить с пятью изображениями, но для простоты мы будем рассматривать пример с тремя).

Итак, выбираем объект и снимаем три кадра с разной выдержкой. Удобнее всего использовать для этого режим серийной съемки с компенсацией экспозиции, имеющийся, кажется, у всех современных зеркалок и значительного количества компактных камер.

В приведенном примере настроек мы снимаем наш пейзаж серией в три кадра с брекетингом в два стопа, однако, на практике, для достижения интересного результата бывает достаточно и одного. Весьма желательно снимать и делать дальнейшую обработку фотографий в формате RAW. Разумеется, если мы снимаем в условиях недостаточной освещенности, нам, скорее всего, понадобится штатив.

Стоит помнить также, что при съемке HDR лучше избегать движущихся в кадре предметов — пешеходов, автомобилей, колышущихся на ветру веток деревьев и тому подобного — при совмещении кадров мы будем получать нежелательные артефакты.

В результате мы имеем «недодержанный», «нормальный» и «передержанный» кадры:

 

-1 EV 0 EV +1 EV

Обработка HDR-изображения

Существует значительное количество программ для создания HDR-изображений, но лично я предпочитаю использовать Photomatrix от HDRSoft — это мощная, удобная и, что немаловажно, недорогая утилита, которой мне вполне хватает. На ее примере мы и будем проводить дальнейшую обработку наших кадров.

Загружаем серию из трех наших кадров…

…и настраиваем параметры совмещения фотографий. Photomatrix неплохо справляется с выравниванием фото и вполне удовлетворительно — с уменьшением хроматических аберраций, однако подавлять цифровые шумы я рекомендовал бы чем-то более специализированным:

Как мы видим, результат с пресетом по умолчанию получается уже довольно привлекательным, но Photomatrix предоставляет нам широкий выбор других пресетов (колонка справа), а также весьма хорошие возможности по конфигурированию уже имеющихся пресетов (левая колонка). Не буду подробно останавливаться на опциях тонкой настройки изображения и предлагаю вам поэкспериментировать самостоятельно.

После того, как вы выбрали настройки HDR-изображения, наилучшим образом совпадающие с вашим замыслом, нажмите на Apply, сохраните результат в tiff и открывайте свой любимый редактор для окончательной обработки изображения — кадрирования, устранения мелких погрешностей, создания превьюшек для web и т.п.

Удачи!


Комментарии:

16 thoughts on “HDR — это просто”

  1. Дима. Милый. Какого хуя не затруднит ли тебя большую часть подобных записей прятать под кат/спойлер??

    1. А ты отпищись и не читай что, остались живые люди, которые читают жж из френдленты?

      1. Что значит «отпищись»!! Я бы попросила! У меня, между прочим, контральто!!

        Ну да. И это ещё хорошо, что из дома — то есть с монитора, а не с телефона :))

        1. Использовать «щ» в этом меме — старинная и благородная традиция, ничего персонального!

          Ок, принято.

      2. Остались.
        У меняЮ, например, многие пишут полуприватно, их иначе не увидишь. Да я и сама периодически пишу для узкого круга, например…

      3. Ну вот я читаю жж из френдленты.

        Насколько применимы признаки «живые» и «люди» — вопрос, скорее, теологический.

      4. А что, его как-то по другому надо читать? Мы же это, из тех, кто железную дорогу — Чугункой называют.

      5. Вот, кстати, да, расскажи-таки заодно, как правильно читать ЖЖ нынче.

        (хотя зашёл я написать, что эффект да, впечатляет и я почти дозрел снять с гвоздя зеркалку)

  2. Надо попробовать. А то я лет пять уже копил заготовки под HDR, а сшить всё никак руки не доходили.

    В 650D есть встроенный режим, но он, увы, автоматический чуть больше чем полностью, и камера пытается в солнечный день снимать на открытой диафрагме. o_O

    1. Попробуй. Photomatrix даже batch processing умеет, если у тебя дофига заготовок. :)

  3. классно, без вопросов)

    однако, есть пара моментов
    1. на такое посмотришь утром — кошмар)
    те сразу человеку опытному видно так не бывает), а уж эмоции чувства у всех разные
    2. я из raw (благо с 2004 года только на raw,с 2006 full frame — вполне достаточно тени вытащить из raw и нет по жуткого (мое) ощущения «сталкера» )

    понятно это сугубо мое мнение)

    1. (долго думал, при чем тут Тарковский, но сообразил :)

      1. Вот конкретно эта фото на мой вкус — да, слегка переобработана и самостоятельной художественной ценности, пожалуй, не имеет. Но я выбрал ее для демонстрации технологии — главным образом по причине унылости скучности исходников.
      Вопрос художественной ценности фотографий с задранной гаммой — вопрос дискуссионный и лежащий вне тематики данного поста. ;)

      2. Соглашусь. Но обработка RAW — тема отдельная, и, кстати, мог бы о ней и сам написать.

      1. спасибо за понимание)

        отдельно пост написать как вытаскивать тени из raw, можно конечно, но это будет сугубо лично и для каждой конкретной матрицы, скажем не у всех есть canon 5d mark3, хотя технологии в фотошопе схожие
        мне вот проще посты про андроид там pc, где все идеально и если сделать по-инструкции результат будет один, а тут скажем все-таки аналоговое вначале и только на выходе цифра и угадать ее так тяжко) просто предполагаю надо давать направление думать, кому интересно, а там сам человек поймет что ему надо, как-то так)

Comments are closed.