Меня регулярно спрашивают, как, чем и, главное, зачем я обрабатываю фотографии в HDR. Попробую рассказать.
Зачем нужен HDR? Немного теории
Как известно, человеческое зрение — штука значительно более сложная, чем любая современная фотокамера. Любой начинающий фотограф, снимая, например, закат на морском берегу, имел возможность в этом убедиться. Глаз видит картину в целом — и удивительные облака в небе, и фактуру камней на берегу, и блики на волнах, — но возможностей фотокамеры не хватает для того, чтобы запечатлеть все это на одном кадре. На фотографии получаются либо отличные облака с катастрофически темным берегом, либо отлично снятые прибрежные камни с пересвеченным небом.
Происходит так потому, что одна из важных для восприятия изображения характеристик — так называемый динамический диапазон, или фотографическая широта, — у любого фотоаппарата значительно ниже, чем у нашего глаза. Фотоаппарат (неважно, пленочный или цифровой, зеркальный или компактный) способен «увидеть» сравнительно узкую часть диапазона освещенности объекта и при съемке объектов, имеющих значительный перепад освещенности, не сможет одинаково хорошо передать контраст и самых ярких, и самых затененных его участков.
До наступления эпохи цифровой обработки фотографий расширять динамический диапазон изображения было черезвычайно сложной задачей. Фотографы использовали специальные фотоматериалы, разнообразные фильтры (в том числе и градиентные), хитрые технологии печати и другие разнообразные, дорогостоящие и трудоемкие средства. Сейчас же сделать изображение с высоким динамическим диапазоном, High Dynamic Range Imaging — HDRI (или просто HDR), легко и просто.
Что снимаем?
Технология HDRI наиболее уместна при съемке пейзажей и интерьеров — в тех случаях, когда в одном кадре находится несколько объектов с разной степенью освещенности. Неплохой результат можно получить, снимая пейзаж при переменной облачности, на закате или восходе, делая акцент на фактуре и цвете неба и облаков. Очень интересными будут съемки в тоннелях, пещерах или любых слабоосвещенных крупных объемах. Всех случаев применения этой технологии перечислить я не возьмусь — экспериментируйте.
Как снимаем?
Для создания изображения с высоким диапазоном яркости одной фотографии недостаточно — нужно сделать как минимум три кадра (еще лучший результат можно получить с пятью изображениями, но для простоты мы будем рассматривать пример с тремя).
Итак, выбираем объект и снимаем три кадра с разной выдержкой. Удобнее всего использовать для этого режим серийной съемки с компенсацией экспозиции, имеющийся, кажется, у всех современных зеркалок и значительного количества компактных камер.
В приведенном примере настроек мы снимаем наш пейзаж серией в три кадра с брекетингом в два стопа, однако, на практике, для достижения интересного результата бывает достаточно и одного. Весьма желательно снимать и делать дальнейшую обработку фотографий в формате RAW. Разумеется, если мы снимаем в условиях недостаточной освещенности, нам, скорее всего, понадобится штатив.
Стоит помнить также, что при съемке HDR лучше избегать движущихся в кадре предметов — пешеходов, автомобилей, колышущихся на ветру веток деревьев и тому подобного — при совмещении кадров мы будем получать нежелательные артефакты.
В результате мы имеем «недодержанный», «нормальный» и «передержанный» кадры:
-1 EV | 0 EV | +1 EV |
Обработка HDR-изображения
Существует значительное количество программ для создания HDR-изображений, но лично я предпочитаю использовать Photomatrix от HDRSoft — это мощная, удобная и, что немаловажно, недорогая утилита, которой мне вполне хватает. На ее примере мы и будем проводить дальнейшую обработку наших кадров.
Загружаем серию из трех наших кадров…
…и настраиваем параметры совмещения фотографий. Photomatrix неплохо справляется с выравниванием фото и вполне удовлетворительно — с уменьшением хроматических аберраций, однако подавлять цифровые шумы я рекомендовал бы чем-то более специализированным:
Как мы видим, результат с пресетом по умолчанию получается уже довольно привлекательным, но Photomatrix предоставляет нам широкий выбор других пресетов (колонка справа), а также весьма хорошие возможности по конфигурированию уже имеющихся пресетов (левая колонка). Не буду подробно останавливаться на опциях тонкой настройки изображения и предлагаю вам поэкспериментировать самостоятельно.
После того, как вы выбрали настройки HDR-изображения, наилучшим образом совпадающие с вашим замыслом, нажмите на Apply, сохраните результат в tiff и открывайте свой любимый редактор для окончательной обработки изображения — кадрирования, устранения мелких погрешностей, создания превьюшек для web и т.п.
Удачи!
Дима. Милый.
Какого хуяне затруднит ли тебя большую часть подобных записей прятать под кат/спойлер??А
ты отпищись и не читайчто, остались живые люди, которые читают жж из френдленты?Что значит «отпищись»!! Я бы попросила! У меня, между прочим, контральто!!
Ну да. И это ещё хорошо, что из дома — то есть с монитора, а не с телефона :))
Использовать «щ» в этом меме — старинная и благородная традиция, ничего персонального!
Ок, принято.
Ты не поверишь.
Остались.
У меняЮ, например, многие пишут полуприватно, их иначе не увидишь. Да я и сама периодически пишу для узкого круга, например…
Ну вот я читаю жж из френдленты.
Насколько применимы признаки «живые» и «люди» — вопрос, скорее, теологический.
А что, его как-то по другому надо читать? Мы же это, из тех, кто железную дорогу — Чугункой называют.
Вот, кстати, да, расскажи-таки заодно, как правильно читать ЖЖ нынче.
(хотя зашёл я написать, что эффект да, впечатляет и я почти дозрел снять с гвоздя зеркалку)
Надо попробовать. А то я лет пять уже копил заготовки под HDR, а сшить всё никак руки не доходили.
В 650D есть встроенный режим, но он, увы, автоматический чуть больше чем полностью, и камера пытается в солнечный день снимать на открытой диафрагме. o_O
Попробуй. Photomatrix даже batch processing умеет, если у тебя дофига заготовок. :)
классно, без вопросов)
однако, есть пара моментов
1. на такое посмотришь утром — кошмар)
те сразу человеку опытному видно так не бывает), а уж эмоции чувства у всех разные
2. я из raw (благо с 2004 года только на raw,с 2006 full frame — вполне достаточно тени вытащить из raw и нет по жуткого (мое) ощущения «сталкера» )
понятно это сугубо мое мнение)
(долго думал, при чем тут Тарковский, но сообразил :)
1. Вот конкретно эта фото на мой вкус — да, слегка переобработана и самостоятельной художественной ценности, пожалуй, не имеет. Но я выбрал ее для демонстрации технологии — главным образом по причине унылости скучности исходников.
Вопрос художественной ценности фотографий с задранной гаммой — вопрос дискуссионный и лежащий вне тематики данного поста. ;)
2. Соглашусь. Но обработка RAW — тема отдельная, и, кстати, мог бы о ней и сам написать.
спасибо за понимание)
отдельно пост написать как вытаскивать тени из raw, можно конечно, но это будет сугубо лично и для каждой конкретной матрицы, скажем не у всех есть canon 5d mark3, хотя технологии в фотошопе схожие
мне вот проще посты про андроид там pc, где все идеально и если сделать по-инструкции результат будет один, а тут скажем все-таки аналоговое вначале и только на выходе цифра и угадать ее так тяжко) просто предполагаю надо давать направление думать, кому интересно, а там сам человек поймет что ему надо, как-то так)
а я тут прикалываюсь и на мабилку снимаю метро)
а 1 на олонец) и далее
Н-не понимаю, признаться.