Об этике безналичных платежей

  Современный бизнес часто ставит перед его участниками трудноразрешимые вопросы этического характера. К примеру вчера, когда поставщик расплачивался со мной стобаксовой купюрой, я заметил, что к ней прилипла еще одна. Возникает трудноразрешимый этический вопрос — стоит ли мне сообщать об этой ситуации партнеру по бизнесу?

Заказываем вчера на ужин суши с доставкой. В процессе заказа оговариваю, что предпочел бы расплатиться картой.

Приезжает девушка, привозит заказ, достает мобильный POS-терминал, вводит сумму заказа, я ввожу PIN-код, некоторое время ждем, пока терминал не свяжется с сервером. Терминал, как я понимаю, пытается поймать GSM-сеть — и безуспешно (на лестнице у нас прием не очень хорош). После ожидания в пару минут девушка нажимает на «отмену платежа» (красная кнопка на POS), терминал прерывает транзакцию, выдает чек с «платеж отклонен» и данными карты, чек девушка отдает мне, благодарит за заказ и собирается вскочить в лифт — я не успеваю даже слазать за чаевыми.

— Все в порядке? — спрашиваю. — Да-да, все в порядке. Лифт закрывает двери, девушка уезжает, я отправляюсь ужинать.

Заказ, собственно, не оплачен, чек с суммой заказа и «отклонено» у меня на руках, по настоящее время списаний со счета не было. Чтоэтоващебыло?

Как я понимаю, у сушепроизводителя есть два способа решения проблемы — забить на транзакцию и списать ее в потери или связаться со мной и попросить оплатить заказ вторично. Так как POS (насколько я понимаю) данные карты не хранит, они не могут даже нарисовать платеж с подтверждением подписью задним числом — так ли это?

Будучи человеком относительно порядочным, я собираюсь дождаться истечения трехдневного срока, за который могу опротестовать платеж в банке и, если списания со счета так и не произойдет, связаться с сушепроизводителем и оплатить-таки заказ. Прав ли я?

Update: Позвонил, изложил ситуацию. Повесили звонок на холд, стали разбираться. Прождал 30 минут, плюнул, повесил трубку, пусть перезванивают.

Update2: Параллельно обсуждаем это в facebook, есть некоторое количество любопытных соображений.


Комментарии:

35 thoughts on “Об этике безналичных платежей”

  1. Все надлежащие действия должны быть совершены.)
    Чтобы карму не портить. Имхо.
    Буквально на днях был похожий случай:
    нашла вечером на заливе в песке телефон.
    Ну, нашла и нашла, мы там еще посидели, попрыгали и в город поехали.
    В городе нас настиг звонок по этому телефону.
    Можно было сразу выбросить симку, но…
    Мы ответили на звонок, объяснили ситуацию, даже сообщили свой телефон — ну, забрать, связаться, то-се.
    И тишина. Зарядка у нас дома нашлась, будет, видимо, еще один запасной телефон в общей куче.

    1. Нет, вопрос «платить или забить» не стоит.
      Меня интересует, обезопасит ли меня предложенный алгоритм от возможной нечестности со стороны продавца.

        1. Скорее, чтобы не произошло двойного списания по тем или иным причинам.

          1. Не знаю, вроде всякие «плоские» (не эмбоссированные) карты могут быть чисто магнитнополосные.

          2. Ты не поверишь… :)
            Много где еще и отдельное заявление на выпуск карты с чипом хотят.

      1. Хорошо пропатченный терминал может запомнить не только номер карты, но и все остальные данные с магнитной полосы (если, конечно, использовалась она, а не чип), а также пин.
        Поэтому теперь следует долго следить за транзакциями и при первом же подозрении звонить в банк и просить заменить карту.

        1. Использовался чип. Для начала сменю пинкод, а там посмотрим. SMS-информирование у меня работает, слава богу.

  2. Наверное, прав. Я бы не стал париться и позвонил в сушедельню сразу, потому что недостачу вымещают на курьере, а она особенно ни в чем не виновата.

    1. Если рассуждать логически, то все-таки немножко в том есть ее вина: надо понимать, как работает переносной терминал хотя бы на уровне пользователя. И что если ты нажал красную кнопку, то твоя зарплата за сегодня уйдет на оплату вот этого заказа.

      Но это понимание не должно мешать расплатиться — да и не мешает.

    2. Она виновата в том, что не взяла с клиента оплату. Видела же, что транзакция отменена, а не подтверждена.

  3. По закону о защите прав потребителя суд принимает все доводы, строгая отчётность не обязательна. Например, истец не обязан не потерять чек о покупке, суд будет выносить своё решение на основе комплекса доводов. Так что можешь сразу звонить. В случае физической подсудной доступности сушепроизводитель сам себе врагом не будет.

  4. кмк, chip+pin строго онлайн, так что если ничего не было, то уже и не будет.

    а так все верно.

    1. Trenton у меня в фейсбучеке говорит, что терминалы вроде бы умеют отложенный платеж даже в этом случае. Так ли это?

        1. Чек с надписью «отклонено» у меня на руках. Именно «отклонено», хотя должно быть «отменено». Я списываю это на гримасы отечественной локализации, но мало ли что.

        1. Ха, тут Герасимов пишет, что у него по chip+pin дважды списали в Шереметьево с разными датами.

          1. Ага. Дата может не совпадать, у меня платежи по кредитке появляются обычно с задержкой в 2-3 дня. А вот два списания по одной подтверждённой транзакции — это очень подозрительно. Хотя с хакнутым терминалом действительно возможно: http://securityblogru.livejournal.com/138725.html

          2. да, но заметим что в том случае платёж был подтверждён, авторизация прошла и т.д.
            т.е. это был прошедший законный платёж, по которому списали деньги и второй раз.

  5. операция, очевидно, не прошла, и провести ее технически невозможно.
    корректно сообщить об этом продавцу и предложить заплатить.
    дальше это уже становится проблемой продавца и его внутренних процессов.

    1. Ну вот сегодня (см. апдейт) не дозвонился — ибо конец дня и пятница. Попробую в понедельник.

  6. Не ворри и будь хаппи!

    Девушка пришла? Дала? Вставил? Не обманул? Вытащил?

    Расслабься и получай удовольствие.
    Тебе шашечки или гнилой рис с тухлой рыбой?!

  7. У меня схожая ситуация была месяц назад. Пришла СМС от сбера об отмене операции на сумму N. Начал разбираться, оказалось, что отменилась покупка новых кроссовок в которых я вполне себе уже пару недель как хожу. Но при этом зачисление средств не произошло. Потратив больше часа на телефонные разговоры со сбером, я так и не получил вразумительного ответа на вопрос — «Что это было?!». Но так, как денег взад не вернулось — решил ничего и не предпринимать.

Comments are closed.