О географии, границах и патриотизме

Я тут заметил интересную тенденцию. Мое информационное, так сказать, пространство — френдлента тут, фейсбучек, некоторая избранная часть вконтактика и т.д. — те из друзей и знакомых, кого я действительно читаю, — делится на две не очень равные, но достаточно четко очерченные категории. На примере обсуждения Олимпиады это очень хорошо заметно. Есть часть авторов, ругательски ругающих Олимпиаду — подготовку к ней, саму идею проведения, воровство чиновников, небрежность строителей — вот это всё, и есть вторая часть — относящихся ко всему этому вполне положительно либо индифферентно.

Удивительно мне, собственно, то, что подавляющая часть первых проживает тут, в России, а подавляющая часть вторых — за ее пределами, причем многие из них уехали сравнительно недавно. Это удивительно тем более, что совершенно исчезла — по крайней мере, из моего круга чтения — тенденция, модная еще лет пять-десять назад: тогда мало кто из свежеуехавших эмигрантов удерживался от длинных и эмоциональных эскапад про Сраную Рашку в говне™ и я выбрал свободу©. Механизм такого поведения был совершенно понятен, но читать подобное раз за разом было невыносимо скучно. В последние годы же я перестал (или почти перестал) наблюдать эту картину.

Разумеется, Олимпиада взята исключительно для примера — вместо нее подставьте по вкусу чуть ли не любой новостной повод из российских лент.

Я сразу оговорюсь — существует множество исключений, которые идут вразрез с этими моими обобщениями, и эти исключения меня бесконечно радуют, но общая картина именно такова. Я пока не готов делать каких-то выводов из наблюдаемого, но я наблюдаю и размышляю. И вздыхаю, пожалуй.


Комментарии:

27 thoughts on “О географии, границах и патриотизме”

  1. Олимпиада в принципе своем геббельсовщина. Сочинская — тем более, мерзость в квадрате.

        1. Дима — мой старый и хороший знакомый по Fido (в частности, по Hippy.Talks).
          Очень не любит Россию и все русское, но любим мы его не только за это.

          1. А, вспомнил, он нормальный вполне.

            ПС Всё заполонили проклятые хиппи! Всех в пропасть!!!
            Да, ещё евреи, куда же без них, ага.:-))))

        1. Это я так осторожно намекаю на то, что в этом постинге я не хотел бы обсуждать Олимпиаду или какие-то прочие новостные поводы. Постинг был совершенно не об этом, если это неочевидно.

  2. Я одного такого персонажа («Сраная Рашка в говне™» и «я выбрал свободу©») специально в ленте держу, чтобы не расслабляться.

    Пользуясь случаем, я также хотел бы заявить о наличии у тебя в ленте человека, который сугубо отрицательно относится к «воровству чиновников, небрежности строителей» и сугубо положительно к «самой идее проведения». Этот человек живет по принципу «Не волнуйтесь, я не уехал, и не надейтесь, я не уеду.».

  3. Подтверждаю: мне вся эта олимпиада с окружающими скандалами совершенно безразлична.

  4. О, я сегодня прослушала очередную лекцию про «В России все плохо». Самое прекрасное, что в России у этих людей как раз все было хорошо, а тут — ни языка, ни нормальной работы. потому что языка-то нет, ни квартиры.

  5. Не могу понять (с)

    Олимпиада — хорошо.
    Воровать деньги (в т.ч., на Олимпиаде) — плохо.
    Небрежность строителей — плохо.

    Почему люди смешивают воровство и проведение праздника?

    1. Потому что праздник без воровства никак не получается?
      Потому что масштабы воровства превышают все мыслимые пределы и праздник проходит «по остаточному принципу»?

      Ваш Кэп.

      1. Да в конце концов потому, что сам праздник затевается как повод и способ своровать по крупному.

  6. Дифирамбы Ходору и Лебедеву, однако, у меня в ленте раздаются только от забугорных. Хотя уже сильно не от всех, что радует.

  7. Потребность поддерживать ругательский дискурс неспроста начала с недавних пор именоваться говноедством. Я в последнее время стал склоняться к мысли, что это действительно разновидность психологической зависимости. Наркомания такая. Вполне могу понять, что в России, в среде объективно гораздо более агрессивной (просто включить на десять минут радио и не поддаться истерике дикторов лично мне и моим детям не удается, после той же церемонии открытия олимпиады пришлось восстанавливаться около суток, так комментаторы жгли напалмом, а заграничное ухо же особенно чувствительно ко всем мутациям и болезням родного языка) — зависимости формируются гораздо более жестко и — и массово.

    О других, более очевидных вещах ничего говорить не буду, хотя о них тоже думалось.

      1. Привыкание к легкоусвояемым и мало питательным эмоциям. Можно подсесть на сладкое, а можно на горькое, механизм похожий.

  8. Это интересное замечание.
    Я стараюсь по возможности никак о родине и всем прескорбном из происходящего там не высказываться. В ленте — смешно, о чем это? Те кто меня читают, всё знают в тыщу раз лучше меня. Ну и некрасиво обратно же. Хотя я как-то раз поместила у себя перевод смешной, как мне казалось, детской книжки про россию… Однако большинство расценили это не как «смешно», а вот именно так, как ты описываешь «сраная рашка». Хотя это и не имелось в виду — ну это так себе оправдание…
    Про хорошие впечатления от поездок написать сложно, хотя его есть. Причем больше всего хорошего в самой маловербализуемой области, про общение, про места с которыми что-то связано и проч.
    Но все неприятное бросается в глаза гораздо ярче всего хорошего. И даже выработанный годами иммунитет не помогает, сразу понимаешь почему собственно ты не живешь дальше в этом прекрасном городе.
    Но интересно и другое.
    После нескольких лет жизни в другом контексте, к нему формируется совершенно равноценное по баллансу восторженности/скепсиса отношение, как к родине. Формируется такой же усредненно-скептический фон, идут вход фразы «только в нашем зоопарке» и собственно.. что изменилось?
    В связи с этим у меня есть два предположения: или «дайте мне другой глобус» и в сущности родина мало отличается от других прекрасных мест, или — это мы такие? Это нам все и вода недостаточно мокрая и трава недостаточно зеленая?
    Впрочем справедливости ради надо сказать что есть и то, что любишь и ценишь. И там и тут и везде.
    И вообще совсем уж суммируя — чем дальше живу, живу там и сям и езжу и т.д…. тем больше прихожу к выводу что понятие родины по сути — надуманное. И тут у меня есть еще что прибавить, но это уже не формат комментария, совсем.
    Спасибо за внимание :)))

    1. Что понятие «родина» надуманное и появляется не раньше распада феодализма, это, по-моему, выводящийся из учебников факт. Родина появляется тогда, когда исчезает вот этот когда писаный, а когда неписаный договор между теми, кто производит ценности и теми, кто отвечает за все остальное. Когда сии последние желают перестать за все отвечать, но не перестать при этом кушать ценности, вот тут появляется «родина» — сиречь некая обязанность мистического свойства, обосновывать которую не надо, а исполнять надо.

      А у нас, простых обывателей, так называемого народа, есть любовь к близким и к близкому. За это мы готовы вылезти из окопа, а за «родину», за что-то, чего никогда не видел, не чувствовал — без предварительной обработки не получится.

      Это очень наблюдается в Израиле, где все рядом, но пока беда на другом конце страны, в другом городе, на другой улице — это не твоя беда, не совсем твоя, и ты своими интересами за других поступаться не готов — без предварительной обработки. Ракеты падают в Колпино, а я на Ваське живу, так что же мне, чаю не пить?

      1. А если не стреляют и вылезать из окопа не надо, то к чему вообще прикладывать это понятие?
        Меня на самом деле несколько напрягает то, что люди столь активно и охотно оперируют этим понятием, особенно когда они это делают приментильно ко мне. И почему-то объяснения системы «я не идентифицирую себя с..» вызывают обычно неодобрительную реакцию у окружающих . даже если то, с чем ты себя отказываешься идентифицировать, ни у кого симпатии не вызывает.

        1. Ты отказываешься играть в их игру, кому же это понравится. Когда понадобится вылезти из окопа, отдать продразверстку, поддержать отечественного производителя и т.п. — ты можешь подвести. Неблагонадежность — вот как это называется на нашем мудром и чутком языке.

          1. хехе. Но печалька в том что такое отношение распространено среди всех.. а вовсе не является прерогативой наших соотечественников.
            А как например ты относишься к сообщению системы «вы русские..»? Это один из вариантов распростанения того же понятия. Гранфаллон называлось это у Воннегута. В сущности та же история.

  9. Когда понимаешь, что ничего уже не исправить и «господь, жги уже!», то какой смысл что-то писать на эту тему?

Comments are closed.