Ехал сегодня по городу и вот о чем размышлял.

Когда я только-только закончил автошколу и начинал водить машину, меня раздражал каждый второй участник движения. Я страшно матерился на подрезающих меня, на обгоняющих с двукратным превышением скорости, на оттормаживающихся перед самым моим бампером, на едущих на красный свет… ну, вы же знаете, какая доля водителей ездит у нас строго по правилам. И сильно уставал поначалу не только от самого процесса вождения, а еще и от этого самого раздражения — и, пожалуй, от эмоций уставал куда сильнее.

Прошло какое-то время, я перестал путать педали и скорости настолько, что процесс собственно управления автомобилем ушел куда-то на задний план, в бэкграунд, а голова стала использоваться для анализа дорожной ситуации — на секунду, на две, на десять вперед просчитать дорогу, понять, что вот этот вот впереди сейчас оттормозится, этот, справа, у которого я в мертвой зоне, явно решил перестраиваться мне в правый борт и что мне сейчас логичнее сделать — уйти, скажем, влево или сбросить газ.

Когда же привычка к анализу стала худо-бедно работать, совершенно волшебным образом пропало раздражение соседями по дороге — вне зависимости от того, как они себя на дороге ведут. Скажем, автолюбитель, вылетающий на меня по встречке в закрытом повороте, вызывает разве что беззлобное удивление — ишь ты, мол, и так тоже люди ездят. Более того, я поймал себя на том, что в опасной ситуации меня стала изрядно напрягать нервная реакция моих пассажиров, матерно ругающих «козлов на дороге» в ситуациях, когда я только пожимаю плечами. Осознав это, я довольно быстро сообразил, что же именно меня так огорчает.

В то время, когда пассажир видит только происходящее в данный момент, прямо сейчас, я прикидываю, что будет на дороге в ближайшее время, вижу ситуацию на несколько секунд вперед. Резкий маневр соседа из левой полосы в мою я предвидел заранее и просчитал, как мне комфортнее будет из ситуации выходить. Если же происходящее оказалось для меня неожиданным и вместо аналитики пришлось подключать реакцию — тут уже виноват я сам: ошибся в анализе или не учел какой-то дополнительный фактор. Тут надо материть не соседа по полосе, а меня — и пусть я сделаю выводы и учту произошедшее на будущее.

То есть вот что получается — в любой самой непредсказуемой ситуации виноват не кто-то рядом с тобой, а ты сам. Это ты не просчитал. Это ты чего-то не учел. Найди неучтенный фактор и помни о нем впоследствии — в аналогичной ситуации это тебе поможет.

Вы удивитесь, но только сегодня я осознал, наконец, что эта практика применима не только к вождению.


Комментарии:

11 thoughts on “”

  1. Два самых яростных водителя, которых я знал, были тетки, родом из Миссисипи и из Чикаго. Особенно вторая: она садилась за руль и непрерывно с огромным удовольствием орала и материлась, насколько позволяет (довольно богатый) английский язык. Ну, и раз это Америка, то у каждой был богатый и разнообразный опыт вождения, виляния, безумия и катастроф.

    Впрочем, по сравнению с обыкновенным шоссе Скандинавия или с проспектом Энгельса в два часа дня в любой вторник, Чикаго это детская площадка.

  2. долго изживала эту практику из самых разных сфер жизни, пагубно влияет на всё, особенно на родительство :)

    1. Ну т.е. про дорожное движение понятно — других участников может быть удобно воспринимать не как субъектов, несущих ответственность за свои действия, а как стихию, поведение которой подчиняется некоторым закономерностям, к которым можно привыкнуть и научиться с ними взаимодействовать.

      И то мне здесь лишнее слово «вина». Если что-то пошло не так, можно проанализировать, как ты сам повлиял на ситуацию и попробовать в дальнейшем это учитывать. Это называется «проанализировать ситуацию и признать свои ошибки». А вот слово «вина» как-то перегружает анализ, и ни к чему.

      А в отношениях с людьми, с которыми есть постоянный контакт (в отличие от участников дорожного движения), постоянное подстилание под других «соломки» вообще приводит к каким-то уродливым формам, причём по результатам никто не рад.

Comments are closed.