— У каждого современного человека должен быть Эдипов комплекс.
— А у меня нет Эдипова комплекса.
— Тебе и не положено. Ты женщина. У тебя должен быть комплекс Электры.
— Кому должен? Под какие проценты? И, собственно, с какой стати?
— То есть как — с какой? Согласно общественному договору. Ты читала, что написано в общественном договоре мелким шрифтом?…
* * *
Попытались посмотреть «Юнону и Авось». Оказалось, что имеющийся у нас DVD — современная ленкомовская постановка, отличающаяся от старой, восьмидесятых годов, как… как я не знаю что. Совершенно чудовищно. Все, начиная со сценографии и кончая аранжировками и этими, как их… спецэффектами. От десяти минут просмотра остался настолько отвратительный привкус, что пришлось перебивать его чем-то крайне сильнодействующим. Сильнодействующим оказался «Гамлет» со Смоктуновским.
* * *
«Гамлета», как, впрочем, и многие фильмы старой школы, смотреть совершенно невозможно. Каждая сцена в нем вызывает неимоверную зависть: любой взятый наугад кадр в нем — шедевр, за который большинство современных операторов или фотографов отдали бы полжизни, а лично я — так бы и три четверти. Потрясающая работа камерой и светом. Сейчас снимают не в пример небрежнее.
* * *
То, чего я раньше не замечал: в фильме нет ни одного крупного плана — только общие и средние. Вернее, один есть — в сцене на корабле крупным планом показан ларец, из которого Гамлет достает письмо. Режиссер и оператор на протяжении всего фильма не подсказывают зрителю, куда именно ему нужно смотреть и на что следует обратить внимание.
* * *
Были, оказывается, времена, когда дешевле и проще для съемок было найти замок или парусник, чем нарисовать или построить соответствующие декорации.
* * *
Про актеров — промолчу. Сами знаете.
Я однажды вот также удивился, посмотрев «Алешкину любовь». Там каждый кадр — скринщоть и на фотовыставку, ну настолько шикарно снято.